. |
| . | |
Русский трэш© Сергей Жариков, 'Озон', декабрь 2001Со словом "трэш" в России сложилась ситуация подобная той, что со "спутником" в Америке. Образ стал смыслом и получил новую идентичность. Но, если со спутником все понятно, то с "мусором" – прямой перевод английского арго trash – связывать какую-либо эстетику русскому человеку еще не приходилось. Представьте себя неспившимся музыкантом областной филармонии, судьба которого – "чесать" область по три концерта в день в составе "молодежного" ВИА с установленным худсоветом комсомольским репертуаром. А еще лучше – оформителем "ленинских комнат" со стажем, которого вдруг замкнуло подумать о смысле жизни. Вы стали профессионалом в области китча, но это единственный язык, которым вы, увы, виртуозно владеете или, как минимум, - который считаете наиболее адекватным вашему мировоззрению. Итак, трэшевая эстетика рождается в профессиональной творческой среде, где под словом "мусор" понимается исключительно качество художественного материала. Но это еще не все. Художник должен быть прямо адекватен материалу согласно правилам игры, то есть жестким рамкам соответствующей субкультуры. Трэш – это профессиональный "закос" под самодеятельность. Это очень модная и тонкая интеллектуальная игра, где нельзя абсолютно все принимать за чистую монету. Поклонники трэша, таким образом, напоминают коллекционеров бабочек - мумий с булавками на брюшках, от которых осталась лишь природная красота крыльев – предмет и тема для разговоров о колорите. Хрестоматией русского музыкального трэша является двухчасовой альбом 1983 года группы ДК под названием Бога нет. Здесь представлена самодеятельность провинциального дома культуры, пытающаяся поговорить о "смысле жизни" в духе любимого народом и понимаемого, разумеется, по-своему Высоцкого. Любопытно, что закос под "правду" ввел в заблуждение тогда чуть ли не всю комсомольскую прессу, обвинившую музыкантов в пропаганде "пьяни, грязи и безысходности" к вящему удовольствию последних. Если кто помнит, то и Гагарина после его героического полета тоже на каждом шагу на полном серьезе спрашивали, видел ли тот за облаками бога, - и только горячие дискуссии на страницах газет на подобные темы отбрасывали всяческие сомнения на предмет наличия того, чего нет. Разумеется левая культурологическая школа, привыкшая противопоставлять "высокое" и "низкое", антисоветскую деятельность подобных отщепенцев заклеймила позорным клеймом цинизма. "Очень хорошо, - решил для себя лидер группы Волосатое Стекло, - цинизм, так цинизм". И под псевдонимом, позаимствованным у вождя циников, он незамедлительно записал на обложке первого своего диска: "Александр Лаэртский. Пионерская зорька". По существу, Лаэртский стал основоположником русского рэпа. Герои его песенок постоянно пробалтывали то, о чем не договаривали радио и газеты, но что всегда крутилось на языке постоянных посетителей курилок и общественных туалетов. Однако, автор никогда не забывал, что он никакой не артист, а представитель трудового народа. И вот вам результат: в одной из серьезных статей творчество Лаэртского прямо назвали "татарским эпосом". После чего окрыленное самое волосатое из всех стекол принялось за запись сразу нескольких "народных" и уж непременно теперь "татарских" альбомов. Горбачевские реформы и все, что за ними последовало, значительно ослабили гнет так называемого официоза. Любители поиграть с расхожими клише обратились тогда к музыке, которая торжественно считала себя самой серьезной. "Круче нет на белом свете, чем наш русский хеви-метел", - пели в середине 80-х те, кого почему-то, смешно говорить, называли "фашистами". Ясно, что настоящим фашистом может стать лишь тот, кто носит "паучью" свастику. И вождь Коррозии Металла Сергей Троицкий в мгновение ока становится "Пауком". Трэш - это всегда игра в поддавки, для иного слушателя это сущий лоходром. Остается удивляться, что лохами чаще всего оказывались официальные средства массовой информации и их материальный слепок – те, про кого говорят, что "народ схавает". "Мы всегда будем представляться такими, какими вы хотите нас видеть без ущерба для вас и нас", - кредо любой "мусорной" субкультуры. Лишь стоило на съезде писателей Сергею Михалкову заявить, что рок-музыка плодит извращенцев и предателей родины, как Паук выпускает альбом "Садизм" с песней "Трэш окружает Кремль". И все довольны. Министерство культуры – тем, что рок это музыка для дебилов. Политики – тем, что в стране демократия. Милиция – тем, что всех, кого они считают придурками и потенциальными преступниками, можно собрать в одном месте. Эстеты наслаждаются стильностью и изощренностью проекта. Паук – приливом адреналина и новыми темами для своего журнала "Железный Марш" с обзором порнофильмов и "фашистской литературы" – подарок с бантиком стареющим коммунистам в их ожиданиях "плодов разрушительной демократии временного оккупационного режима". Коррозия Металла – это уникальный учебник по черному пиару, заодно представляющий рок вместилищем всевозможных ужасов. Каждый их диск – это остроумная и блестяще проведенная провокация, направленная против той разновидности человеческой глупости, которую чаще называют "бытовой". Это голограмма кошмара, которой пугают близоруких людей, постоянно попадающихся на удочку пауковского "угара" под общий смех азартных интеллектуалов и истинных ценителей трэш-арта. Никто, наверное, больше Коррозии так не демонстрировал своей любви к трэшу. Но на рынке появилась блестящая работа уже фактически в жанре двойного трэша. Нож для Фрау Мюллер - группа домашнего техно, известная своими поразившими многих работами с саундтреками трэшевого кино и создавшая виртуальную антрепризу с чисто трэшевым названием "Гипер Утесов presents". Группа вывела отечественный художественный мусор на новый уровень международного признания: пластинка "Алло, супермен" вышла в Японии и Германии одновременно. Кстати говоря, творчество MFFM оказалась востребованным именно в тех странах, где считают Владимира Сорокина бесспорным русским классиком. Наблюдатели отмечают также, что именно трэшевые русские проекты имеют наибольшую конвертируемость в неэмигрантской среде цивилизованных стран, хотя проще, а главное дешевле заказать их на нашем сайте изумрудного города OZ. Судите сами: "Мечты", хотя и "третьего сорта" - оказались отнюдь не хуже "Супермена", а главное – повязаны контрактом с русским лейблом, что, разумеется, патриотично. Но, говоря о феномене двойного трэша, мы имеем ввиду совсем другой проект. Работа под названием "Сеньоры Краковяки" – квинтэссенция трэш-культуры во всех контекстах - как визуальном, так и звуковом. Более того, диск представляет собой живой трэш-миф, уровень которого можно легко оценить уже при сопоставлении прослушанных треков и соответствующих им названий. Виртуозная и мастерская работа, где нет никаких иных смыслов, кроме заявленных текстом, хотя рекомендовать данный проект можно лишь приватно: людям со вкусом и хорошо понимающим тему. Это очень сильный ход на деле далекой от трэша питерской тусовки, где прописана еще одна любопытная группа, о которой лишь мягко можно сказать, что она использует элементы "художественного мусора". Впрочем, именно это и определило ее завидную популярность, а главное - легитимность для цензоров FM-радиостанций. Не без очевидной пользы для себя Ленинград продемонстрировал не шибко умной публике матрицу косо понимаемой ею "крутизны". Шумно, весело, по-хулигански. Вволю отсмеявшись, данная публика вдруг замечает, что кто-то продолжает смеяться, но смеются уже явно над ней – а тут еще и музыканты снимают штаны и показывают всем "глупости". Нельзя сказать, что этот типичный закос под "лоха" изощрен в плане черного юмора, но зато нет здесь осадка от случайных ассоциаций, отрицательно действующих в первую очередь на тех, кто воспринимает все слишком серьезно. "Маде ин Жопа" – метафора, говорящая сама за себя. Альбом "Пуля" можно рекомендовать всем – без ограничений. Кому-то может показаться, что "трэш" – чисто западное понятие, с их стандартами качества и уровнем комфорта. Только, дескать, у них можно ткнуть пальцем на что-то и сказать, что, да, вот это и есть настоящий трэш, а у нас, типа, вокруг все - сплошной трэш. Типа, не сыпь мне соль на рану. То есть, мы не против, конечно, свободы слова, но есть вещи, о которых не говорят в приличном обществе. Как вы уже догадались, речь идет о воронежской группе Сектор Газа и ее покойном лидере - Юре (Хой) Клинских. Могу дать гарантию, что через некоторое время именно эта группа окажется стилистическим маркером 90-х с их парадигмой агрессивного провинциала против столичных потребителей пепси и расслабленных ожидателей виз. Инверсия ценностей есть вечный спутник исторических переломов, только не всегда можно предугадать – где и что поменяет знак. В самом конце 80-х клип на давшую название альбому песню "Колхозный панк" спокойно гоняли по телевизору, справедливо посчитав показное хулиганство группы голимым провинциальным закосом под столичный панк. Но в переинформатированном пространстве начала 90-х, – когда гопник стал чуть ли не героем нашего времени, на глаза стало появляться все больше и больше бомжей, а прекрасный фильм "Республика ШКИД" вообще исчез с экранов как дискредитирующий экономические реформы, - многим стало очевидно, что перемкнуло не там и не то. "Ядрена вошь" – диск, с которого начал складываться субкультурный миф Сектора Газа, а группа становится подлинным идентификатором "новых русских" – их коллективным имиджмейкером. Именно под голос Юры Хоя, с воронежским акцентом выкрикивающий матерные частушки под самодельный "хорус" электрогитары, бурно пилось и плотно кушалось в те сумасшедшие годы. Вот уж когда действительно все превратилось в трэш, а безудержная фантазия автора стала странным образом материализовываться в конкретные и вполне ощутимые "неприятные" сущности. Страх есть ничто иное, как признание вероятности наступления очевидного. Закос под провинциального завсегдатая пивного ларька меняется на еще более ударный закос под деревенского дембеля, заготавливающего брагу под все тот же "хеви метел" с его чернушными клише ("Зловещие мертвецы"). Слишком талантливое все превращает в слишком узнаваемое, а потому добрые люди и подтолкнули музыкантов к созданию широкого и объемного художественного полотнища из "добрых" и "вечных" ценностей чистого искусства. Надо заметить, что с гласностью и перестройкой, а также с повсеместным музыкальным пиратством - классический западный рок по сути занял место старых филармонических ВИА, став подлинным фольклором мигрирующих в поисках работы обитателей провинциальных общаг. Для рыцарей трэша здесь открылось просто неисчерпаемое поле деятельности – хотя своя рубашка, конечно же, ближе к телу. Заявленный как панк-опера, альбом "Кoщей" на первый взгляд напоминает барковского "Луку Мудищева" и "Заветные сказки" Афанасьева на новый лад. Однако, он безусловно вписывается в фарватер русского музыкального трэша. Закос под крутых рокеров, а заодно и "положительных" издателей виниловых детских сказок с приглашенными народными артистами представлен здесь как новая версия "Картинок с выставки" Мусоргского! Великолепная работа как музыкантов, так и продюсера – в одно мгновение отбросы западного шоу-бизнеса превративших в "литературно-музыкальную радиопередачу". Ну как тут снова не вспомнить группу ДК – основателей жанра? Фаворит продаж – самодеятельный музыкальный лубок "ДМБ-85" – это мухомор, выросший на опушке перестроечного леса после проливного псевдоблатного дождя. Дикая смесь дворовых, эстрадных и тюремных клише – причина инфарктов среди постоянных членов художественных советов – здесь представлена в виде звуковой инсталляции, куда важнейшей деталью входят все характерные признаки затертой магнитофонной кассеты. Этот закос под бытовую культуру каптерок и ленинских комнат еще в катушечном варианте спровоцировал жестокие споры. Более того, став темой многих диссертаций, эта программа и по сей день цитируется как аутентичный образец совсем иного жанра – настолько виртуозно была осуществлена эта мастерская мистификация. Диск рекомендуется не потерявшим чувства юмора людям. Не только не привыкшим полностью растворяться в той или иной ситуации, но динамику игры всегда ставящим выше любой статики идеологического позиционирования. Во второй половине 80-х во Франции вышло сразу несколько виниловых дисков русских рок-групп "новой волны". Альбом Воплей Видоплясова увидел свет сразу же после выхода дисков Центра и ДК как публикация образцов танцплощадочной субкультуры. Позже материал с французского диска BB был разбросан по нескольким компактам. И, если прослушать все три их релиза, то больше всего трэшевого материала мы найдем на последнем – под откровенно провокационным названием "Хвилi Амура". И понятно, почему. Трэш действительно стал модным, и группа с таким богатым опытом работы на танцах не могла, конечно, не сказать здесь своего слова. Перед нами закос под известную многим "Полевую почту Юности", где воины срочной службы вспоминают своих девчонок, из-за которых они частенько "махались" на танцах. Ностальгия по той или иной эстрадной песне есть не просто ностальгия по "гражданке", но - желанная жажда реванша теперь уже закаленного бойца. Здесь маркером восстановленных в памяти старых ситуаций как раз и становятся те самые "хорошие песни" по заявкам, в темы которых музыканты ВВ загоняют почти народные сюжеты вперемешку с новыми армейскими впечатлениями. Одну из сильнейших и ярких наших групп трудно, конечно, полностью вписать в отечественный трэш-арт. Однако, музыканты сами используют родной язык именно в качестве подобного материала. Достаточно вспомнить их роскошные буклеты к компакт-дискам, стилизованые, разумеется, под "дембельский альбом". Читатель, знакомый с особой "танцплощадочной" техникой гитарной игры, услышав их музыку, давно уже с нами во всем соглашается… Если между воронежским Сектором Газа, украинскими Воплями Видоплясова и белорусским Ляписом Трубецким будет подписано соглашение о сотрудничестве в области нового русского трэша - зуб даем, все критики иронически назовут его "беловежским сговором". Бытовая культура трех славянских республик уж точно была единой. Первоначальный герой Михалка – Ляпис Трубецкой – это закомплексованный и недоделанный подросток, выставляющий напоказ весь разноцветный калейдоскоп мелкой и навязчивой зависти к миру. В последнем альбоме любопытной и очень плодовитой белорусской группы, - вышедшем с названием, цитирующем логотип приснопамятного журнала "Юность", - наш удалой хлопец вырастает уже до уровня социального зомби со своей "крутой" философией – неуклюжей и неустойчивой конструкцией из одномерных масс-медийных клише. Самым оригинальным в данном проекте является виртуозный закос автора под "непосредственность" героя, в постоянном страхе понимания ненадежности своего апломба, рассказывающего пацанам бесконечные стандартные байки. Явно по неспособности раздобыть новые клише для "экзистенции". Почему? Потому, что кругом такие же как он – ни к чему и не на что не способные персонажи тех же самых клише. Постоянно нисходящий вектор трэш-арта есть ни что иное, как зеркало, где мы видим: кем в принципе можем быть. Например, подсолнечниками – как на обложке "Юности". Играя в эту игру, мы как бы перебираем всевозможные идентичности, но, в конце концов, не мы выбираем их, а они – нас. Тем, кто впервые сталкивается с игровой эстетикой искусства трэша, мы можем лишь предложить небольшую подсказку: ваша идентичность будет определяться именно тем, что вас оттолкнет помимо вашей же воли – или, еще хуже – от чего вы будете в неописуемом ужасе. Надеемся, посетители нашего сайта пройдут все испытания русским музыкальным трэшем и останутся как всегда веселыми и азартными поклонниками любых интеллектуальных игр.
|